1. Кризис компонентов.
![](/uploads/default/original/1X/38e68c4ee3d830458bf9c580e97eb65bb9d94fdf.jpg)
Сегодня разбираемся что происходит с рынком микроэлектроники и как это сказывается на нас с вами.
![](/uploads/default/original/1X/22c26fa9d6703d1f39c54bd38d4858fb95819f20.jpg)
Как выжить в мире без криптовалюты, онлайн-магазинов, виртуальных игр и автономного транспорта? Прогресс разогнался до таких скоростей, что уже недостаточно раз в год-два менять гаджеты на более мощные, обновления требуются постоянно, поэтому и в технике появляется все больше микрочипов. И, казалось бы, это нормально, только вот микросхем на всех не хватает.
Начало 2020 года — коронавирус и вынужденная изоляция парализуют продажи автомобилей, заводы встают, а освободившиеся квоты на микрочипы тут же разбирают производители электроники — у них резкий подъем, только успевай штамповать ноутбуки, приставки, смартфоны и все, на чем можно запустить Zoom.
Параллельно летит к звездам курс биткоина и спрос на видеокарты для криптоферм.
![](/uploads/default/original/1X/c972f3eddff3475b0ce1ea872292941b74a93c01.jpg)
Годовой объем рынка компонентов по состоянию на 2019 год оценивается почти в 500 миллиардов долларов. Для сравнения, мировой рынок конечных устройств на основе электроники — более полутора триллионов долларов, (смартфоны перевалили в 2018 за 480 миллиардов). Для сравнения автопроизводители всего мира получают 450 миллиардов только за один квартал.
![](/uploads/default/original/1X/747fc54f1e6f1ae0c02082a0476ad256e097413c.jpg)
Разделение на сегменты потребителей на этом рынке за 2018 год представлено на рисунке.
При этом В структуре «потребления» полупроводниковых схем, по оценке компании IC Insights, производители компьютеров в 2019—2020 годах занимали 32%, на смартфоны уходило 28% микрочипов, на бытовую электронику 14%, а автомобили забирали уже только 10%.
Не дает спокойно пить кофе и так называемый «Контейнерный кризис». Еще недавно количество приходящих и уходящих морских контейнеров между Америкой и Азией было примерно равно, а небольшой дисбаланс легко компенсировался тарифами на перевозки и допроизводством металлических ящиков.
Из Китая и стран Азии шли контейнеры с одним товаром, а возвращались с другим. И ни у кого не было проблем, простые американцы покупали кадиллаки, а китайцы строили очередную фабрику.
Из Корона-кризиса Китай вышел заметно раньше, чем США и быстро вернулся к работе, под ободряющие лозунги произвел товар и отправил заокеанским партнерам. А эти партнеры еще даже не думали становиться за станки, сидя дома ждали доставку из ближайшей бургерной.
В итоге отправить обратно им было нечего, а гонять пустые контейнеры через половину земного шара занятие убыточное. Тысячи контейнеров зависли в американских портах, товародвижение в обе стороны замедлилось, цены на доставку, контейнеры и сами товары из Азии поползли вверх.
Теперь о том, что сейчас видим мы, как производитель электронных устройств:
Сроки поставки компонентов:
В среднем от+50% до +200% на большинство позиций. Так же есть особые компоненты, срок поставки по которым вырос с 3 до 54 недель. Теперь для корректного планирования впору нанимать штатного экстрасенса.
Цены:
от +50 до +400% на самые востребованные позиции. Ситуация такова, что сам факт наличия некоторых компонентов вынуждает принимать решение о закупке даже несмотря на стоимость.
Сохранение договоренностей:
В такой ситуации поставщики компонентов предпочитают выбирать крупных потребителей, жертвуя небольшими и средними заказами. Заявки могу пропадать, а ранее согласованные квоты пересматриваться.
![](/uploads/default/original/1X/6d8a79864dd36962c60b0c7a27861f8ebdf39bb1.jpg)
Мы были бы рады сказать, что ситуация штатная, и мы готовы обеспечить все заказы. И сейчас все так и есть.
Но рынок преподносит новые вводные, предсказать которые можно далеко не всегда.
Сейчас мы в срок выдаем все оплаченные заказы и имеем на складе достаточно компонентов для всех терминалов УМКа и дополнительного оборудования к ним. Так же подстраховываемся и другими методами, в том числе диверсифицируя поставщиков.
Наша собственная производственная линия сейчас загружена немного больше среднего, но тем не менее имеет значительный ресурс мощности и позволяет выпускать терминалы, что называется «на склад».
В завершение, хотим порекомендовать партнерам воздержаться от паники и пополнять свои склады по потребности.